Этот идеал сформировался много веков тому назад в условиях разделения общества на враждебные классы. Кому он служил, чьи надежды воплощал в себе? Церковники говорят: он «для всех», ибо перед богом все люди равны, а стремление к богу, слияние с богом составляет главный смысл существования каждого верующего.  
 
Но в действительности религиозный идеал человека отражал сущность отношений, основанных на социальном неравенстве и господстве одних над другими, и служил интересам имущих классов. Религия возвеличивает в человеке качества, которые в равной мере устраивали рабовладельцев, феодалов и капиталистов. Воплощение религиозного идеала в жизнь нередко принимало такие формы, которые могли вызывать лишь недоумение.  
 
В пример верующим ставились «святые», «мученики», «божьи люди», которые прославили себя тем, что жили в пустынях и лесах, изнуряли себя голодом и постами, не стригли волос, молчали по нескольку лет и т. п. Э. Геккель в «Мировых загадках» писал: «Идеалом благочестивого христианина во многих монастырях является человек, никогда как следует не умывающийся и не одевающийся, никогда не меняющий своей зловонной одежды и вместо честного труда праздно проводящий свою жизнь в бессмысленном бормотании, нелепых постах и т. п.». И хотя жизнь на каждом шагу вскрывала несостоятельность религиозного идеала, он остался неизменным. 
 
Казалось бы, какое отношение имеет к нашим детям идеал человека, созданный религией? Следовать ему — значит проектировать и создавать личность по стандартам и меркам тысячелетней давности. 
 
Тем не менее религия и в условиях социализма не отказалась от претензий творить человеческую личность в соответствии со своим идеалом. Эта претензия религии представляет наибольшую опасность для детей.
		 
		
	
		
		
		
		
		
		
		
		
		
		
	
		
			
			
			
			
				 
			
			
			
			
			
			
			
				
			
			
			
		 
		
	
	
	 |