Форум Христиан

Форум Христиан (http://forum-hristian.ru/index.php)
-   Атеисты (http://forum-hristian.ru/forumdisplay.php?f=7)
-   -   Религиозные семьи (http://forum-hristian.ru/showthread.php?t=8766)

admin 13.08.2015 23:00

Религиозные семьи
 
Из советской книги про атеизм.

Счастливые люди
— Достижения современной науки и техники неоспоримы, но делаются ли люди от этого лучше и счастливее?— с такими словами обратилась ко мне однажды Мария Дмитриевна.— Иногда мне хочется ответить на этот вопрос отрицательно, и я готова признать справедливость библейского положения: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь». Но, с другой стороны, я ни в коем случае не хотела бы видеть свою дочь забитой, неграмотной и некультурной.

Многие современные защитники религии утверждают, что научно-технический прогресс не способствует моральному совершенствованию человечества и счастью людей, что к этому может привести только религия. Следовательно, знания не так уж и нужны ЛЮДЯЛЛ, главное — религиозная вера. Ну, а как обстоит дело в действительности?

Свет научного знания все сильнее и ярче освещает нашу жизнь. «Прогресс науки и техники в условиях социалистической системы хозяйства,—-говорится в Программе КПСС,— позволяет наиболее эффективно использовать богатства и силы природы в интересах народа, открывать новые виды энергии и создавать новые материалы, разрабатывать методы воздействия на климатические условия, овладевать космическим пространством. Применение науки становится решающим фактором могучего роста производительных сил общества». Именно поэтому, по словам Л. И. Брежнева, «все прочнее становится у нас чудесный сплав науки и коммунизма, соединение научной мысли и деятельности рабочего класса, всех людей труда».

admin 13.08.2015 23:00

Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное


Неоценима роль науки в процессе формирования личности человека — творца и созидателя всех материальных и духовных благ нашего общества. Советское общество создает необходимые условия для того, чтобы человек с самых ранних лет мог постепенно познавать мир и двигаться вперед в своем развитии.

Однако иногда преградой и тормозом для здорового и полноценного умственного развития наших детей становится религия. Основанная на вымыслах и преданиях, идущих из глубин веков, религия всегда выступала врагом знания, всегда пыталась ограничивать область человеческой мысли. Для нее живая, деятельная мысль — опасное проявление вольнодумства, а стремление человека постигнуть объективные законы развития природы и общества — тяжкое зло.

Библия предостерегает христианина: «Познание добра и зла то же самое, что смерть». Устами самого Христа воздается в ней хвала умственному убожеству: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царствие небесное». Конечно, религия неспроста с такой готовностью открывала врата рая для всех темных и невежественных людей. Стоит лишь вспомнить, с каким неистребимым упорством и яростью церковь и духовенство искореняли свободомыслие, превращали в груды развалин и пепла очаги культуры и творения великих мыслителей прошлого. Все это делалось якобы ради спасения* душ человеческих, сошедших в своей гордыне с пути, предначертанного господом.

На самом же деле религия и церковь всегда выступали против науки, так как видели в распространении знания угрозу для своего господства над умами и душами людей. В XV в. папа римский Павел II открыто заявил: «Религия должна уничтожить науку, ибо наука — враг религии».

admin 13.08.2015 23:00

Религия — ослабляет и обедняет

Наука духовно обогащает человека, религия — ослабляет и обедняет его. Эксплуататорские классы использовали религию как средство затемнения сознания трудящихся масс и выработки у них такого миропонимания, которое больше всего устраивало господствующие классы и церковь. В сферу религиозного влияния всегда в первую очередь вовлекались дети. И в этом был свой расчет. Именно в детские годы легче всего закабалить ум бездоказательными религиозными представлениями и понятиями, так как ребенок не может еще сознательно и критически относиться к тому, что ему внушают. Да и освободиться от того, что привито в детстве, что глубоко запечатлелось в памяти и душе, бывает очень и очень трудно.

Власть имущие вкупе с церковью не жалели средств на то, чтобы «слово божие» доходило до всех детей. В школах много времени отводилось на изучение закона божьего. Это неизменно вызывало протесты со стороны прогрессивных и демократически мыслящих людей. Великий английский драматург и публицист Бернард Шоу писал: «Непонятно, как правительство может терпеть вбивание в головы беспомощных детей верований, не могущих выдержать строжайшей научной проверки или же в которые сами учителя не верят. Равнодушие в этом вопросе непонятно.

Мы не можем понять, почему так называемые догматы религии… по продуманному плану систематически преподаются как божественные истины в школах».
Конечно, в этих действиях эксплуататорского государства и церкви нет ничего непонятного: они продиктованы интересами господствующих классов. И сегодня, например, в конституциях американских штатов Арканзас, Мэриленд, Миссисипи, Северная Каролина, Техас, Теннесси, Пенсильвания сказано, что «тот, кто отвергает бытие бога, кто не верит в награды и наказания в будущей жизни (то есть в загробном мире.—К. Б.), не может быть избран ни на какую государственную должность». Неудивительно, что и обучение детей в этих штатах пропитано духом религии!

admin 13.08.2015 23:01

Отражают объективную реальность дети

В своей познавательной деятельности дети, как и взрослые, отражают объективную реальность. Но их умственное развитие имеет свои особенности, обусловленные возрастом и спецификой нервной организации, восприятие действительности происходит у них по-особенному. Поэтому крайне важно, чтобы умственное развитие детей с самого начала получило правильное направление и шло в соответствии с законами логики. А это возможно лишь при условии, что питательной средой для их ума станут подлинно научные и достоверные знания. Только при этом условии формируются ценнейшие качества ума, выявляются и получают простор для своего развития заложенные в ребенке задатки и способности к творческой мыслительной работе.

Итак, способна ли религия обеспечивать детям здоровое и полноценное умственное развитие? То, что атеисты отвечают на этот вопрос отрицательно, разумеется само собою. Но примечательно другое: отрицательно на этот вопрос отвечают порой, быть может, и не сознавая того, богословы. Среди богословов и служителей церкви были и есть люди, которые понимают, что религия не может уживаться со здравым смыслом, что человеческий ум не в состоянии, бессилен разобраться в ее бездоказательных, путаных и противоречивых установках и положениях. Но этот конфликт чаще всего решался богословами не в пользу разума, а в пользу слепой веры.

Если разум становится помехой религиозной вере, то с ним просто не следует считаться. Это положение превратилось в руководящий принцип действия тех, кто пропагандировал и распространял религиозное учение среди взрослых и детей. Так, один из основоположников протестантизма— Мартин Лютер вынужден был признать: «Нужно убить разум, нужно закрыть глаза, заткнуть уши, все чувства и только верить и верить».

Предположим, что кто-то из верующих возразит; «Пустое, религия ничуть не мешает нашим детям развиваться в умственном отношении. В детских садах и школах они ничем не отличаются от своих сверстников, даже превосходят некоторых из них по своим способностям и умению. А прошлое было и остается прошлым».

admin 13.08.2015 23:02

Социалистический образ жизни

Безусловно, у многих верующих есть все основания говорить таким образом. Но ведь у нас сейчас речь идет об отрицательном влиянии, которое религия может оказывать на умственное развитие ребенка. Однако для осуществления этого влияния нужны соответствующие условия.

Влияние советского, социалистического образа жизни неизмеримо сильнее и действеннее влияния религии. Поэтому глубоко заблуждаются те верующие, кто успешное и прогрессирующее умственное развитие своих детей связывает с якобы «благотворным» воздействием на них религиозной веры.

Даже тогда, когда верующим удается навязать ребенку превратные взгляды на какие-то факты и явления природы и общественной жизни, то и тогда еще нет основания говорить о том, что эти взгляды приняты умом ребенка как «истина в последней инстанции». Дети как бы принимают к сведению религиозные толкования явлений и свыкаются с ними.
А делают они это потому, что так сказали родители или другие люди, чей авторитет для них непререкаем.

Дети верят во все услышанное без раздумий, не вникая в саму суть дела, поскольку их ум еще не приспособлен к критическому восприятию и оценке, Но это только до поры до времени. Сначала подсознательно, а затем все более осмысленно они начинают чувствовать и понимать, что религиозные воззрения не уживаются с реальностью, их нельзя примирить с тем, чему учат в школе, что написано в книгах.

admin 13.08.2015 23:02

Здравый смысл у детей

Нельзя сбрасывать со счетов и здравого смысла детей. Известна масса случаев, когда даже в очень набожных семьях дети восстают против религиозного влияния, отказываются принимать внушаемые им «божественные откровения». Насильственной ломкой здоровых проявлений ума, систематическим и назойливым вдалбливанием в головы детей религиозных представлений взрослым нередко удается преодолевать это естественное противодействие и добиваться от детей покорности.

Но как часто у таких детей сохраняется лишь видимость религиозности, тогда как под ее личиной скрываются постоянные сомнения, тревожные раздумья, а то и полное безверие! Сами верующие могут этого не замечать, поскольку дети иногда ничем не обнаруживают своих мыслей и чувств из боязни огорчить близких и дорогих им людей, из страха быть наказанными и т. п.

Вторжение религии в умственную жизнь детей никогда не проходит для них бесследно. Конечно, последствия такого вторжения обнаруживаются не вдруг и не сразу, а постепенно, с годами. Нелегкий груз религиозных предрассудков может по-разному сказываться на мыслительной деятельности человека в пору его детства, юности и в зрелые годы.

Косность и леность ума, однобокость духовных интересов, недоразвитость познавательных возможностей, отсутствие ясности мысли и способности к глубокому и всестороннему пониманию причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями реального мира, к широким теоретическим обобщениям — это далеко не все, чем грозит человеку религиозное воспитание.

admin 13.08.2015 23:03

Источники новых знаний

Известно, каким обилием вопросов забрасывают дети родителей и старших, когда они остаются с ними наедине. Любознательность и пытливость детского ума есть закономерное свойство нормально развивающейся психики. Это ее качество заставляет человека с ранних лет постоянно отыскивать источники новых знаний. Разговоры ребенка со взрослыми начинаются с самых, казалось бы, простых, часто наивных вопросов: «Почему солнце катается по небу и не падает?», «Кто откусил кусочек луны?», «Зачем курят табак, если он вреден?» и т. п.

Но постепенно вопросы усложняются, приобретают более глубокий смысл, свидетельствуя о желании детей разобраться в самых сложных явлениях и событиях, происходящих вокруг и попавших в их поле зрения.
Удовлетворяя познавательные интересы детей в соответствии с наукой и человеческой практикой, взрослые не только расширяют их кругозор, но — что особенно ценно — вырабатывают у них диалектико-материалистический подход к познанию реальной действительности, учат подходить к каждому факту и явлению с точки зрения того, в силу каких естественных причин они возникают, как развиваются, в каких взаимоотношениях находятся с другими фактами и явлениями. Взрослые никогда не должны игнорировать вопросов детей и относиться к ним как к чему-то малосущественному.

Отмахнуться от вопросов ребенка, пропустить их мимо ушей — значит оставить его в неведении относительно вещей, имеющих для него определенное значение, заставить искать ответы на стороне, что не всегда приносит пользу.

admin 13.08.2015 23:03

А что происходит в религиозных семьях?

Любознательность и пытливость детского ума очень часто не только не получают здесь удовлетворения и поддержки, но и, наоборот, всячески ограничиваются и пресекаются. Когда ребенок начинает доискиваться до истинных причин того или иного явления и просит у верующих родителей разъяснений и доказательств, то обычно слышит в ответ: «Так богом устроено», «Все зависит от бога», «Ты верь, а не рассуждай», «Этого никому знать не дано» или нечто в этом роде. Ведь религиозные люди все сводят к воле бога — непостижимого и вездесущего. Для них бог —начало и конец всякой премудрости.

Однако логика детского мышления трудно примиряется с существованием того, чего нельзя увидеть, измерить, взвесить, взять в руки, привести в движение, понять его прямое назначение, воспроизвести. Дети не перестают недоумевать, как это бог успевает быть везде и всем управлять, ко всему прикладывать свою руку, одновременно и в разных местах вызывать дождь, град, засуху, наводнения, землетрясения, лесные пожары, заставлять людей воевать друг с другом, насылать на них болезни, делая все это расчетливо и со спокойной совестью, И сколько

бы им ни внушали: «На все воля бога», «Все делается так, как хочет бог» — дети нелегко покидают земную почву и реальности жизни. Любознательность детей добирается до самого бога, и он представляется им далеко не таким, каким воображают его взрослые верующие. Это прекрасно показано Марком Твеном в его коротеньком рассказе «Любознательная Бесси». Посмотрим, что примечательного обнаружил писатель в маленькой Бесси:

admin 13.08.2015 23:04

Маленькая Бесси

«Она — славная девочка, не ветреная, не шалунья; она задумчива, углублена в себя, любит поразмышлять то над тем, то над другим и постоянно спрашивает: «почему?», стараясь понять, что происходит вокруг. Однажды она спросила:

— Мама, почему повсюду столько боли, страданий и горя? Для чего все это?

Это был несложный вопрос, и мама, не задумываясь, ответила:

— Для нашего же блага, деточка. В своей неисповедимой мудрости бог посылает нам эти испытания, чтобы наставить нас на путь истинный и сделать нас лучше.

— Значит, это он посылает страдания?

— Да.

— Все страдания, мама?

— Конечно, дорогая. Ничто не происходит без его воли. Но он посылает их полный любви к нам, желая сделать нас лучше.

— Это странно, мама.

— Странно? Что ты, дорогая! Мне это не кажется странныАл. Не помню, чтобы кто-нибудь находил это странным. Я думаю, что так должно быть, что это милосердно и мудро.

— Кто же первый стал так думать, мама? Ты?

— Нет, крошка, меня так учили.

— Кто тебя так учил, мама?

— Я уже не помню. Наверно, моя мама или священник. Во всяком случае, каждый знает, что это правильно.

admin 13.08.2015 23:04

— А мне это кажется странным, мама. Скажи: это бог послал тиф Билли Норрису?

— Да.

— Для чего?

— Как для чего? Чтобы наставить его на путь истинный, чтобы сделать его хорошим мальчиком.


— Но он же умер от тифа, мама. Он не может стать хорошим мальчиком!

— Ах, да! Ну, значит, у бога была другая цель. Во всяком случае, это была мудрая цель.

— Что же это была за цель, мама?

— Ты задаешь слишком много вопросов. Быть может, бог хотел послать испытание родителям Билли.

— Но это нечестно, мама?! Если бог хотел послать испытание родителям Билли, зачем же он убил Билли?

— Я не знаю. Я могу только сказать тебе, что его цель была мудрой и милосердной.

— Какая цель, мама?

— Он хотел… он хотел наказать родителей Билли. Они, наверно, согрешили — и были наказаны.

— Но умер же Билли, кама Разве это справедливо?

— Конечно, справедливо. Бог не делает ничего, что было бы дурно или несправедливо. Сейчас тебе не понять этого, но, когда ты вырастешь большая, тебе будет понятно, что все, что бог делает, мудро и справедливо.

Пауза.

admin 13.08.2015 23:04

— Мама, это бог обрушил крышу на человека, который выносил из дому больную старушку, когда был пожар?

— Нуда, крошка. Постой! Не спрашивай — зачем, я не знаю. Я знаю одно: он сделал это либо чтобы наставить кого-нибудь на путь истинный, либо покарать, либо чтобы показать свое могущество.


— А вот когда пьяный ударил ,вилами ребеночка у миссис Уэлч…

— Это совсем не твое дело! Впрочем, бог, наверно, хотел послать испытание этому ребенку, наставить его на путь истинный.

— Мама, мистер Берджес говорил, что миллионы миллионов маленьких существ нападают на нас и заставляют нас болеть холерой, тифом и еще тысячью болезней. Мама, это бог посылает их?

— Конечно, крошка, конечно. Как же иначе?

— Зачем он посылает их?

— Чтобы наставить нас на путь истинный. Я тебе говорила уже тысячу раз.

— Но это ужасно жестоко, мама! Это глупо! Если бы мне…

— Замолчи, сейчас же замолчи! Ты хочешь, чтобы нас поразило громом?..»

Марк Твен не просто придумал любознательную Бесси и ее разговор с матерью, с тем чтобы показать беспомощность верующих перед детской логикой, отрицающей мудрость и справедливость бога. Все это было подмечено и взято им из жизни.

admin 13.08.2015 23:04

Наши дети так же спрашивают верующих: «Почему бог прячется от людей и не хочет, чтобы его видели?», «Где на небе живут бог, ангелы и святые? Почему космонавты бывают на небе и не находят их?», «В церкви все молятся и просят бога, чтобы на земле всегда был мир. Но отчего бог допускает войны, которые приносят людям так много бед?». Эти вопросы способны привести в смятение верующих, ибо они чувствуют, что своими ответами не в состоянии удовлетворить пытливость детского ума, не могут убедить детей в правоте религиозных воззрений на природу и общество. Поэтому они не любят, когда сын или дочь донимают их бесконечными вопросами, сердятся, а то и грубо обрывают их.

admin 13.08.2015 23:04

Что же получается?

У ребенка возникают естественные желания что-то узнать, в чем-то разобраться. Он обращается к старшим в надежде получить необходимые объяснения и доказательства. Но верующие или дают ему ответы, весьма далекие от научного толкования тех или иных явлений, или же оставляют его в неведении относительно интересующих его вещей, часто выражая при этом свое недовольство его «назойливостью» и пытаясь как-то оградить себя от его вопросов. Когда это повторяется изо дня в день и из года в год, то у ребенка может постепенно пропасть охота во все вникать и всем интересоваться.

Все это может отрицательно сказываться не только на любознательности и пытливости детского ума, но и на формировании умственных привязанностей и интересов детей.

Глубина, устойчивость, широта и общественная значимость умственных привязанностей и интересов имеют своей предпосылкой и следствием высокую организацию деятельности головного мозга и мышления. Эти качества ума воспитываются с детства. Присмотритесь к детям, и вы без труда заметите, какое обилие вкусов, склонностей, интересов и увлечений присуще им как в дошкольные, так и в школьные годы. Наши дети хотят быть рабочими, учителями, агрономами, трактористами, артистами, композиторами, отважными капитанами, летчиками, космонавтами— людьми самых разных профессий. Их манят к себе тайны Вселенной, глубины морей и океанов, жизнь животного и растительного мира и история человечества. В нашей стране десятки тысяч юных натуралистов, юных техников, юных друзей пограничников, неутомимых «следопытов», активных участников детской художественной самодеятельности. Среди них много талантливых юных спортсменов, художников, шахматистов, конструкторов, музыкантов, певцов и т. д.

admin 13.08.2015 23:05

Обилие вкусов

Это обилие вкусов, склонностей, интересов и увлечений наших детей является несомненно важнейшим следствием их воспитания на основе научного знания. В дальнейшем наше общество еще в большей мере будет использовать возможности науки для целей духовного обогащения личности человека. По словам Л. И. Брежнева, «наука должна все активнее служить и развитию главной производительной силы общества — развитию самого человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу».

А какие умственные привязанности и интересы способна культивировать у детей религия? Все заботы религии об умственных запросах и интересах человека сводятся к следующему: живи не землей, а небом, готовь себя к загробному существованию, молись и думай о боге, постигай мудрость «священного» писания.

admin 13.08.2015 23:05

Напор науки

Уже давно было признано и доказано, что религия является тормозом духовного и общественного прогресса, что она со старческим упорством хранит и насаждает фантастические представления о природе и человеке, магические церемонии, бесполезные обычаи. В наши дни под напором науки и коренных социальных перемен в жизни народов церковь вынуждена от многих традиционных положений, предписаний и требований религии отказаться, но она сохранила без изменений сердцевину своего учения — идею бога и все, что связано с существованием потустороннего мира. Привязать все помыслы, все интересы человека к богу и его небесному царству — главное, все же остальное, учит церковь,— побочное и второстепенное или вредное и ненужное для человека.


Обратимся к Библии или какой-либо другой «священной книге». Что можно найти в ней о важности и необходимости воспитания у человека с ранних лет его жизни многосторонних, устойчивых и глубоких интересов к познанию окружающего нас мира, к овладению различными видами общественно полезного труда, к искусству и литературе, техническому творчеству, спорту и т. д.? Ровным счетом ничего! Напрасными окажутся усилия найти там что-либо, связанное с идейно-политическими интересами, с коллективными формами жизни, борьбой народов за свое национальное освобождение и социальный прогресс. Религиозное воспитание не преследует цели развития интересов и стремлений, которые делают внутренний мир людей ярким и содержательным, эмоционально насыщенным, выступая в качестве могучих стимулов в их труде и творчестве.

admin 13.08.2015 23:05

Религия тормозит развитие детей

Нельзя не видеть, что религия может оказывать тормозящее воздействие и на развитие у детей способности к самостоятельным и здравым размышлениям, к анализу явлений и правильной их оценке.

Дети непрерывно пополняют запас своих представлений и знаний об окружающем мире, но это не простой, механический акт накопления. Сумма жизненных впечатлений не только растет, но и как бы «переваривается» в сознании детей, с годами все в большей мере становясь основой для выработки собственных выводов и обобщений. Разумеется, этот процесс у детей отличается от аналогичного процесса у взрослых, но тем не менее он происходит в их сознании и постепенно занимает все больший удельный вес в их умственной жизни.

Поводов для размышлений у детей предостаточно: это — герои сказок и книг с их различными судьбами, удивительные превращения веществ, жизнь животных и растений, школьные заботы, радости и огорчения, поступки сверстников, родителей, учителей и многое другое, с чем они то и дело сталкиваются.

Но для нас важно, чтобы дети не просто размышляли, а размышляли правильно, выражали свои суждения и умозаключения на основе реальных фактов и в соответствии с законами логики. Ведь размышления могут быть пустыми и бесплодными, исходить из ложных принципов и мало что давать для духовного развития человека. Именно так обстоит дело, когда питательной пищей для ума становятся религиозные предрассудки.

admin 13.08.2015 23:05

Религиозные размышления

— Позвольте,— помню, прервала меня Мария Дмитриевна.— А как быть, например, с ученым, который размышляет над своей гипотезой, хотя другие отвергают ее как заблуждение, строит на ее основе прогнозы и предположения? Разве его размышления пустое занятие? Наверное, так никто не думает. Давайте представим, что у верующих свои гипотезы. Размышления над святыми таинствами и божественным откровением доставляют им удовлетворение и радость. Почему же они должны уводить своих детей в сторону от этого источника душевной благодати?

Конечно, религиозные размышления могут быть чем-то приятны верующему, не испытывающему никаких сомнений в истинности религиозных догматов. Они будоражат его воображение и чувства, импонируют укладу его личной жизни. Но у такого верующего, в свою очередь, можно спросить, где у него уверенность в том, что его сыну или дочери нужны религиозные «гипотезы». Дети живут для настоящего и будущего, которое творит народ. Идеология нашего народа и его созидательный труд ничего общего не имеют с иллюзорными представлениями о сверхъестественном.

Религиозные размышления не могут возбуждать в детях самочувствия, свойственного взрослому верующему человеку, ибо у них совершенно иное мировосприятие и мироощущение. Заставлять детей размышлять над бытием несуществующего бога, над бренностью земной жизни, об аде или рае, о мученической смерти святых и т. п.— это значит заставлять их насильно приобщаться к религиозной вере.

Любые размышления над сверхъестественным, как правило, не уживаются со здравой логикой детей, но они способны извращать весь строй их умственной деятельности. Не удивляйтесь, это именно так. Любая религия представляет собой собрание путаных, бездоказательных, противоречивых и прямо исключающих друг друга утверждений, пророчеств и откровений.

admin 13.08.2015 23:06

Вернемся к Библии

Церковники утверждают, что Библия богодухновенна, то есть исходит от самого бога. Но подумайте и рассудите! Американский пастор Сендер-ленд насчитал в Библии около 10 тысяч противоречивых мест, которые касаются не только частностей, но и весьма существенного. В одном месте утверждается, например, что в начале бог сотворил животных, а потом человека, причем сразу мужчину и женщину. А в другом месте сказано, что сперва бог сотворил мужчину, затем животных, и лишь после этого создал женщину из ребра, которое вынул у спящего мужчины. О всемирном потопе в одном случае Библия сообщает, что он длился 40 дней и 40 ночей, а в другом—150 дней.

В Библии есть заповедь, запрещающая убивать людей, и одновременно в ней содержатся призывы к уничтожению целых народов.

Ветхозаветный бог сам выступает застрельщиком и руководителем кровавых расправ над язычниками, он учит своих приверженцев, чтобы они шли и завоевывали земли тех, кто поклоняется другим богам, жгли и разрушали их города, не оставляя в живых даже детей. Неспроста поэтому французский священник и прогрессивный мыслитель Жан Мелье, живший на рубеже XVII и XVIII вв., признал, что выдать бога за автора писаний, которые собраны в Библии, вовсе не значит воздать ему хвалу: малого стоит бог, который занимается подобными «откровениями».

Дети очень тонко подмечают, что в вероучении концы с концами не сходятся, поэтому размышления над вопросами веры часто заводят их в тупик. Это превосходно показано французским писателем и философом Роже Мартеном дю Гаром в его романе «Жан Баруа». Вот как описана им одна из бесед подростка с аббатом:

admin 13.08.2015 23:06

Спор с аббатом

«Жан (сумрачно). Мне кажется, господин аббат, что я могу стать вольнодумцем.

Аббат (смеясь). Вот так штука! (Ласково.) Нет, дитя мое, не бойтесь; за это я отвечаю… И как только вы могли допустить такую мысль?

Ж а н. Я переменился. Раньше ничто не смущало моей веры: никогда мне и в голову не приходило спорить, рассуждать. Теперь я не могу уйти от этого… Я пытаюсь понять и не могу… и тревога овладевает мною…

Аббат (очень спокойно). Но, дитя мое, это в порядке вещей… Вы в таком возрасте, когда человек по-настоящему начинает жить и открывает множество вещей, о существовании которых он дотоле и не подозревал. Ребенок взрослеет, но вера его остается детской, между жизнью и верой возникает несоответствие… Это не страшно. Надо только быстрее преодолеть трудный период, подкрепить веру разумом, приспособить ее к новым обязанностям. Я вам в этом помогу.

Жан (улыбаясь). Я вас слушаю, господин аббат, и мне уже становится легче. (Торопливо.) Другой вопрос: возьмем, к примеру, самый обыкновенный проступок: все знают, что это грех, и твердо решают не совершать его. И что же?.. Молятся, дают себе слово — кажется, можно бы больше не беспокоиться… Но, глядишь, и все зря: привычка сильнее самого господа бога!

admin 13.08.2015 23:06

Аббат. Сын мой, потому-то и нет ничего опаснее для веры, чем часто повторяемый грех, даже самый пустяковый; он подтачивает веру, как вода камень, и этого нужно остерегаться пуще всего.

Жан. Совершенно верно, господин аббат… Но почему же я не могу устоять против соблазна?.. Я спрашиваю себя: для чего все эти искушения, все эти испытания? В детстве нам кажется вполне естественным, что есть счастливые и несчастные, здоровые и больные. Так уж заведено, вот и все… Но стоит только задуматься, и приходишь в ужас: на свете так много несправедливого, так много дурного… И если бы еще можно было утверждать, что несчастье — всегда заслуженная кара! Должно быть, у бога были свои причины создать мир таким, каким мы его видим, но, по правде говоря…

Аббат (с улыбкой). Прежде всего, бог не создал мир таким, каков он сейчас. Сам человек, нарушив священный завет создателя, повинен в наших страданиях.

Жан (упрямо). Но если бы Адам был совершенством, он не смог бы нарушить… К тому же, сотворив мир, господь сотворил и змия».

admin 13.08.2015 23:06

Обратите внимание: аббат не мог найти сколько-нибудь вразумительных ответов на вопросы подростка и бессилен был развеять его сомнения. Его доводы выглядят наивными по сравнению с убедительными рассуждениями подростка. Действительно, как можно подкрепить веру разумом и приспособить ее к новым обязанностям, когда несоответствие между жизнью и верой остается и, чем дальше, тем больше углубляется, растет и обнаруживает все новые факты, меньше всего говорящие о мудрости и доброте всевышнего?!

Нет, разум детей не так просто подчиняется религиозной вере! Суеверия и предрассудки порождают в их головах сумятицу и неразбериху, поскольку противоречат объективному развитию реального мира и простому здравому смыслу.

Некоторые верующие (их мало, но они есть) заставляют своих детей читать Библию. Прямо скажем, занятие для детей более чем неподходящее. Было время, когда духовенство запрещало верующим читать эту книгу. Католическая церковь преследовала Д. Уиклифа — первого переводчика Библии на национальный язык, ибо понимала, какая опасность для нее таится в том, что простые люди (заметьте — взрослые люди!) будут знакомиться с ее нескончаемыми противоречиями и сомнительными утверждениями.

admin 13.08.2015 23:07

Пример ребенку

Предположим, что ребенок напал на то место в Библии, где описываются картины конца света и страшного суда. Надо потерять всякое чувство реальности, чтобы поверить в то, о чем рассказывается на страницах «священного писания». Самый изощренный сказочник и тот был бы не в состоянии нагромоздить такую уйму невероятных и пугающих вещей. Только представьте себе: «По трубному гласу» в день страшного суда воскреснут все мертвецы и восстанут из могил. Души найдут свои давно сгнившие тела и вселятся обратно в них. В таком виде — с телом и душой—предстанет каждый человек перед богом.

Дети, естественно, отказываются понимать, как это можно «воскресить» человека, умершего сто, тысячу, миллион лет назад, когда тело его давно съедено червями, разложилось на составные части, перемешалось с землей, послужило питанием для растений или когда труп погибшего сожгли и он превратился в горсть пепла. Как души умерших разыщут свои телесные оболочки, когда их прах был развеян по необъятным просторам суши и моря? Подобные вопросы неизбежно встанут перед ребенком, читающим Библию, если, конечно, он не потерял еще способности рассуждать и думать, во всем следовать естественной логике вещей.


Текущее время: 10:03. Часовой пояс GMT +4.

Powered by vBulletin® Version 3.8.6
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot